kazruseng
Нормативно-правовая база

















Регламент Конституционного Совета Республики Казахстан

Утвержден постановлением Конституционного Совета Республики Казахстан 19 апреля 2002 г. № 1

Глава I
Порядок возбуждения конституционного производства и подготовки материалов к рассмотрению

Статья 1. Основания возбуждения конституционного производства
Поводом к возбуждению конституционного производства является обращение субъектов, перечисленных в статье 72 Конституции Республики Казахстан. Обращение должно быть оформлено на двух языках (государственном и русском) и в соответствии с требованиями статьи 22 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу конституционного закона, "О Конституционном Совете Республики Казахстан"

Статья 2. Регистрация обращений
Поступившие обращения регистрируются в общем отделе аппарата Конституционного Совета в установленном порядке. Датой поступления обращений считается поступление их в Совет до 15 часов текущего дня.
Обращения, поступившие в Совет с нарушением требований статьи 22 названного выше Указа, возвращаются общим отделом аппарата Совета субъекту обращения без процедуры регистрации.
Обращения государственных органов и должностных лиц по вопросам, подведомственным Конституционному Совету, передаются Председателю Конституционного Совета, который определяет их дальнейшее движение. Председатель поручает одному из членов Совета подготовить предложения по поступившему обращению.

Статья 3. Принятие или отказ в принятии обращения к производству
Поступившее обращение вносится Председателем Конституционного Совета на рассмотрение Совета, заседание которого проводится в трехдневный срок со дня поступления обращения, исключая выходные и праздничные дни. Конституционный Совет, изучив обращение и заслушав предложение члена Совета, принимает его к производству или отказывает в принятии и возвращает его по основаниям, предусмотренным статьей 25 Указа "О Конституционном Совете Республики Казахстан".

Статья 4. Порядок подготовки и сроки рассмотрения материалов Конституционным Советом
Председатель Конституционного Совета своим распоряжением определяет члена Совета докладчиком издается в день получения членом Совета обращения. В виду особой сложности поступившего обращения, либо его исключительной важности, срочности подготовка материалов может быть поручена нескольким членам Конституционного Совета. При поступлении нескольких связанных между собой обращений Конституционный Совет может принять решение об их объединении в одно конституционное производство. При решении вопроса о принятии к производству нескольких связанных между собой обращений, из которых одни подведомственны Конституционному Совету, а другие - иным государственным органам, рассмотрению подлежат лишь обращения, входящие в компетенцию Конституционного Совета.
По принятому к производству обращению член Конституционного Совета в установленные Председателем сроки обязан подготовить материалы к рассмотрению на заседании Конституционного Совета, для чего он:
1) Определяет участников конституционного производства, разъясняет им их права и обязанности, предусмотренные статьей 21 Указа "О Конституционном Совете Республики Казахстан".
2) Истребует относящиеся к предмету обращения необходимые документы и иную информацию путем направления в соответствующие органы или должностным лицам запросов, которые подписываются Председателем Конституционного Совета или членом Конституционного Совета.
3) При необходимости опрашивает соответствующих должностных лиц, привлекает специалистов, экспертов и поручает производство исследований, экспертиз.
4) Дает поручения руководителям подразделений и работникам аппарата Совета о представлении необходимых справочно-информационных материалов и заключений.
5) Не позднее, чем за два дня до начала заседания обеспечивает вручение копий материалов членам Конституционного Совета. Готовит проект решения Конституционного Совета. Свои замечания по проекту решения члены Совета представляют докладчику в письменном виде.
Конституционный Совет рассматривает принятое к производству обращение и выносит по нему итоговое решение в течение месяца со дня поступления обращения. Этот срок по требованию Президента Республики Казахстан может быть сокращен до десяти дней, если вопрос не терпит отлагательства.

Статья 5. Назначение экспертизы
Назначение экспертизы в процессе подготовки материалов и рассмотрения их на заседаниях Конституционного Совета производится членом Совета, осуществляющим подготовку материалов к рассмотрению, путем вынесения определения с поручением соответствующим научным учреждениям или конкретным специалистам, а котором формулируются вопросы экспертам и определяется срок представления экспертного заключения. Вместе с определением в распоряжение экспертов представляются все необходимые документы для производства экспертизы. При подготовке материалов к рассмотрению член Конституционного Совета вправе привлекать специалистов для дачи консультаций. Заключение специалиста излагается в виде отдельного документа и подписывается им.

Статья 6. Прекращение конституционного производства
До выяснения итогового решения конституционное производство подлежит прекращению на любой его стадии при наличии оснований, предусмотренных в статье 30 Указа "О Конституционном Совете Республики Казахстан".
Решение Конституционного Совета о прекращении конституционного производства по заявленному обращению исключает возможность повторно обратиться в Конституционный Совет по тем же основаниям.

Глава II
Порядок рассмотрения обращений на заседаниях

Статья 7. Зал заседания Конституционного Совета
Заседания Конституционного Совета проводятся в специально отведенном для этой цели помещении, оформленном в соответствии с пунктом 2 статьи 44 Указа "О Конституционном Совете Республики Казахстан".
Порядок размещения состава Конституционного Совета, участников конституционного производства и приглашенных лиц определяет Председатель Конституционного Совета.

Статья 8. Заседание Конституционного Совета
После завершения подготовки материалов к рассмотрению распоряжением Председателя Конституционного Совета, а в случае отсутствия Председателя - исполняющим его обязанности членом Конституционного Совета определяется дата заседания Конституционного Совета.
Рассмотрение материалов обращения происходит в открытом заседании, за исключением случаев, когда Конституционный Совет принимает решение о проведении закрытого заседания.
По решению, принятому Председателем Совета, на заседание Конституционного Совета могут быть приглашены представители средств массовой информации.

Статья 9. Перенос заседания Конституционного Совета
Заседание Конституционного Совета может быть отложено в следующих случаях:
1. Ввиду отсутствия кворума, необходимого для рассмотрения обращения.
2. Ввиду неявки одного из участников конституционного производства, экспертов, специалистов, явка которых была признана Советом необходимой.
3. Ввиду непредставления истребованных материалов, если они имеют существенное значение для рассмотрения обращения.
4. По ходатайству одного из участников конституционного производства или его представителя для дополнительного изучения материалов, представленных другой стороной.
5. При возникновении иных обстоятельств, препятствующих рассмотрению обращения в назначенное время.

Статья 10. Самоотвод члена Конституционного Совета и порядок его разрешения
Председатель или член Конституционного Совета обязан заявить самоотвод, который подлежит удовлетворению Конституционным Советом при условии, если его объективность может вызвать сомнение вследствие личной прямой или косвенной заинтересованности в рассматриваемом Конституционным Советом вопросе.
В случае заявления Председателем или членом Конституционного Совета на заседании Совета самоотвода ему могут быть заданы уточняющие вопросы.
Самоотвод рассматривается в совещательной комнате без участия лица, заявившего самоотвод. Решение об удовлетворении или отклонении самоотвода принимается после всестороннего обсуждения большинством голосов от общего числа членов Конституционного Совета. В случае удовлетворения самоотвода рассмотрение обращения может быть продолжено при наличии необходимого кворума.

Статья 11. Протоколирование заседания Конституционного Совета
Заседания Конституционного Совета протоколируются и по мере необходимости стенографируются. Если в заседании осуществляется стенографирование, протокол заседания Совета составляется на основании текста стенограммы. Если во время заседания применялись звукозапись, видеозапись, фотосъемки, то фонограмма, видеопленка, кинопленка приобщаются к протоколу заседания Совета, о чем делается соответствующая отметка в протоколе.
Протоколирование заседания осуществляется работниками общего отдела аппарата Конституционного Совета. Лица, осуществляющие протоколирование, представляют протокол докладчику по данному производству в течении 7 дней после состоявшегося заседания. Член Совета - докладчик визирует протокол и несет личную ответственность за его достоверность.
Протоколы заседания Конституционного Совета подписываются Председателем Конституционного Совета или в его отсутствие членом Конституционного Совета исполняющим обязанности Председателя.
Протоколом заседаний Совета и постановлениям присваиваются порядковые номера обращений в пределах одного календарного года. Протоколы заседания Совета приобщаются к материалам соответствующего конституционного производства.

Статья 12. Правила поведения участников заседания Конституционного Совета
Присутствующие в зале заседаний лица и представители средств массовой информации обязаны вести себя по отношению к Конституционному Совету, участникам конституционного производства, их представителям и друг к другу корректно, не допускать во время заседания хождения по залу заседаний, реплик в адрес Совета и участников заседания, экспертов, специалистов и какого-либо вмешательства в нормальный ход заседания путем выражения в любой форме одобрения или неодобрения происходящего.
В случае нарушения присутствующими порядка проведения заседания Совета председательствующим может быть сделано предупреждение нарушителю порядка, а при повторном нарушении соответствующему лицу может быть предложено удалиться из зала заседания Конституционного Совета.

Статья 13. Открытие заседания Совета
Рассмотрение обращений Конституционным Советом проводится в заседании под председательством Председателя Конституционного Совета, а в случае его отсутствия - под председательством назначенного им одного из членов Конституционного Совета.
В назначенное для проведения заседания время в зал заседаний входят члены Конституционного Совета и занимают свои места. Председательствующий удостоверяется в наличии кворума для ведения заседания Конституционного Совета, обеспеченности протоколирования и объявляет заседание открытым. Затем председательствующий зачитывает вопросы, подлежащие рассмотрению, и предоставляет слово члену Конституционного Совета - докладчику для сообщения о наличии вызванных участников заседания неявки отсутствующих.

Статья 14. Разъяснение участникам конституционного производства их прав и обязанностей
Председательствующий разъясняет участникам конституционного производства их права и обязанности, опрашивает участников заседания о наличии у них ходатайств, ставит их на разрешение Конституционного Совета.
Субъекты обращений, а также представители государственных органов и должностные лица, конституционность актов и действия которых проверяются, по собственному желанию либо, в случае необходимости, по требованию Конституционного Совета могут участвовать в заседании Конституционного Совета, на котором рассматривается принятое к производству обращение. При необходимости могут быть выслушаны объяснения и выступления участников конституционного, производства, экспертов, специалистов и других приглашенных лиц.

Статья 15. Заявления и ходатайства участников конституционного производства
Председательствующий до начала рассмотрения вопроса по существу опрашивает субъектов обращения, их представителей, экспертов, других участников заседания о наличии у них заявлений, ходатайств об истребовании дополнительных материалов и допуске к рассмотрению обращений новых экспертов, специалистов. В случае поступления таких заявлений в письменном виде они оглашаются в заседании Совета и приобщаются к материалам рассматриваемого дела, устные заявления заносятся в протокол заседания Совета.
Участники конституционного производства, по обращению которых возбуждено конституционное производство, вправе до начала заседания Конституционного Совета, на котором принимается итоговое решение, изменять основание обращения, увеличить или уменьшить его объем, отказаться от обращения. Участники, привлеченные к конституционному производству в связи с заявленные в обращении требования полностью или частично, либо возражать против них.

Статья 16. Полномочия представителей участников
Полномочия представителя должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с законом, либо иным документом, удостоверяющим поручение соответствующей организацией на осуществление представительства по данному обращению.

Статья 17. Выступление члена Конституционного Совета - докладчика
Рассмотрение каждого вопроса начинается с выступления члена Конституционного Совета - докладчика, который излагает существо вопроса, повод и основание для его рассмотрения, содержание имеющихся материалов. Члены Конституционного Совета вправе задать ему уточняющие вопросы.

Статья 18. Выступление участников конституционного производства в заседании Конституционного Совета
Участники конституционного производства и их представители по их желанию могут выступить в заседании Конституционного Совета по существу рассматриваемых вопросов. При этом, лица представляющие интересы участников конституционного производства по должности, а также представители, выступающие в Конституционном Совете по доверенности, если такое право оговорено в доверенности, вправе скорректировать свою позицию по рассматриваемому вопросу в зависимости от результатов рассмотрения вопроса в ходе заседания Совета.
Члены Совета вправе задать участникам конституционного производства уточняющие вопросы. Участники конституционного производства, по обращению которых возбуждено конституционное производство, и участники, по поводу актов которых возбуждено производство, могут задавать вопросы друг другу.

Статья 19. Возобновление рассмотрения материалов в заседании Конституционного Совета
Если Конституционный Совет в совещательной комнате признает необходимым выяснить новые обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения обращения, или исследовать новые документы и материалы, он может возобновить рассмотрение материалов.

Статья 20. Вопросы, не подлежащие рассмотрению на заседании Конституционного Совета
На заседании Конституционного Совета рассматриваются лишь вопросы заявленные в обращении. Вопросы процедурного организационно - распорядительного характера рассматриваются в ходе подготовки материалов членом Конституционного Совета, готовящим материалы к заседанию Совета, а в случае необходимости - Председателем Совета или членом Совета, исполняющим его обязанности.

Глава III
Принятие решений Конституционным Советом

Статья 21. Процедура принятия решений
Конституционный Совет принимает решение коллегиально большинством голосов от общего числа его членов путем открытого, а по требованию хотя бы одного члена Конституционного Совета - тайного голосования.
Совещание членов Конституционного Совета и голосование по рассматриваемому вопросу проводятся под руководством председательствующего в совещательной комнате.
Во время совещания Конституционного Совета никто из его членов, участвующих в заседании, не вправе воздерживаться или не участвовать в голосовании.
В случае, если при принятии решения произошло разделение голосов членов Конституционного Совета поровну, голос Председателя Конституционного Совета является решающим, который во всех случаях подает свой голос последним. При замещении Председателя Конституционного Совета по его уполномочию соответствующим членом Конституционного Совета это правило не применяется. В этом случае проводится повторное голосование с участием Председателя или члена Конституционного Совета, не участвовавшего в первом голосовании.
Принятые Конституционным Советом решения до их подписи Председателем предварительно скрепляются подписями членов Конституционного Совета, принимавших участие в голосовании, в том числе и членами Конституционного Совета, которые не были согласны с принятым решением.

Статья 22. Особое мнение члена Конституционного Совета
Член Конституционного Совета, не согласный с его итоговым решением, вправе изложить свое мнение в письменном виде, которое приобщается к материалам, связанным с рассмотрением соответствующего обращения.

Статья 23. Тайное голосование
Для проведения тайного голосования и определения его результатов Конституционный Совет из своего состава избирает счетную комиссию.
Бюллетени для тайного голосования изготавливаются счетной комиссией по установленной ею форме.
О результатах тайного голосования счетная комиссия составляет протокол, который подписывается членами комиссии и утверждается Советом большинством голосов от числа участвующих в рассмотрении материалов Конституционного Совета.

Статья 24. Вынесение решения Конституционным Советом
Итоговое решение Конституционного Совета Республики Казахстан по существу рассматриваемого вопроса принимается в форме постановления.
Постановление Конституционного Совета оглашается председательствующим в присутствии членов Конституционного Совета и участников заседания Совета.
Содержание итогового решения Конституционного Совета должно соответствовать требованиям статьи 37 Указа "О Конституционном Совете Республики Казахстан".
Принятие Конституционным Советом итогового решения порождает юридические последствия для физических и юридических лиц, предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 74 Конституции Республики Казахстан, статьей 39 Указа "О Конституционном Совете Республики Казахстан".
В итоговом решении может быть предусмотрено, что оно подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации.

Статья 25. Вступление в силу решения Конституционного Совета
Итоговое решение Конституционного Совета вступает в силу со дня его принятия, является общеобязательным на всей территории республики, окончательным и не подлежит обжалованию.
Порядок вступления в силу иных решений определяется Конституционным Советом в документе, принятом по конкретному обращению.

Статья 26. Рассмотрение возражения на постановление Конституционного Совета
Поступившее возражение Президента Республики Казахстан на постановление Конституционного Совета в целом или в его части рассматривается на закрытом заседании Конституционного Совета без участников конституционного производства не позднее пяти дней с момента поступления возражения.
Постановление считается подтвержденным, если за него подано не менее двух третей голосов от общего числа членов Конституционного Совета. В голосовании вправе участвовать и члены Совета, не принимавшие участие в рассмотрении обращения, на решение по которому было внесено возражение Президента, при этом им должно быть предоставлено два дня для ознакомления с материалами обращения.
При не преодолении возражений Президента Республики двумя третями голосов от общего числа членов Конституционного Совета постановление Конституционного Совета считается не принятым и конституционное производство прекращается.

Статья 27. Дополнительное решение Конституционного Совета
Конституционный Совет принимает дополнительные решения по собственной инициативе, по ходатайству участников конституционного производства государственных органов и должностных лиц, обязанных к исполнению решения если:
1) ставится вопрос об истолковании решения Конституционного Совета;
2) необходимо исправить допущенные в решении Конституционного Совета неточности и ошибки редакционного характера.
Дополнительное решение не должно противоречить действительному содержанию, смыслу и назначению первоначального решения Конституционного Совета.
При поступлении ходатайства о принятии дополнительного решения Председатель Совета поручает члену Совета подготовить в течение трех дней предложение по данному ходатайству, которое рассматривается на заседании Конституционного Совета. В случае признания необходимости издания дополнительного решения Председатель Совета своим распоряжением назначает дату заседания Конституционного Совета по принятию указанного решения.
Дополнительное решение принимается Конституционным Советом в течении месяца на заседании, порядок проведения которого определяется статьей 21 настоящего Регламента.

Статья 28. Пересмотр решения Конституционного Совета
Решение Конституционного Совета может быть пересмотрено им по собственной инициативе в случаях, если Конституционный Совет установит, что:
1) изменилась норма Конституции, на основе которой было принято решение;
2) открылись новые существенные для предмета обращения обстоятельства, не известные Конституционному Совету в момент принятия решения.
О пересмотре решения Конституционный Совет выносит постановление, которым отменяет первоначальное решение.
В случае необходимости пересмотра итогового решения Председатель Конституционного Совета своим распоряжением определяет дату и порядок проведения нового заседания по данному вопросу.

Статья 29. Порядок направления и опубликования решений
Итоговые решения (постановления) Конституционного Совета направляются в течении двух дней после их приятия установленным статьей 72 Конституции субъектам обращения или их представителям, а также во всех случаях Президенту, палатам Парламента, Верховному Суду, Генеральному прокурору, Министру юстиции Республики Казахстан.
Итоговые решения Конституционного Совета публикуются на казахском и русском языках в официальных республиканских печатных изданиях.
Иные решения не позднее пяти дней после их принятия направляются соответствующим государственным органам и должностным лицам и при необходимости могут быть опубликованы на казахском и русском языках в официальных печатных изданиях.
Дополнительные решения Конституционного Совета направляются и публикуются в порядке, определяемым Конституционным Советом.

Статья 30. Исполнение решений Конституционного Совета
Конституционный Совет может определить порядок исполнения принятых им решений. О мерах, принятых во исполнение решения, сообщается Конституционному Совету соответствующими государственными органами и должностными лицами в срок, установленный Конституционным Советом.
Контроль за исполнением принятого решения Конституционного Совета возлагается на члена Совета, осуществлявшего подготовку материалов к заседанию Совета.

Статья 31. Иные вопросы, рассматриваемые на заседаниях Конституционного Совета
На заседаниях Конституционного Совета рассматриваются вопросы:
- представление информации Президенту Республики Казахстан о состоянии конституционной законности в стране;
- обсуждение и утверждение ежегодного послания Конституционного Совета;
- приостановление и прекращение полномочий председателя и членов Конституционного Совета в соответствии со статьями 14, 15 Указа "О Конституционном Совете Республики Казахстан";
- утверждение Регламента Конституционного Совета.
На заседаниях Совета по инициативе его Председателя могут быть рассмотрены и другие вопросы организации и деятельности Конституционного Совета.

Статья 32. Рассмотрение вопроса о приостановлении либо прекращении полномочий Председателя, члена Конституционного Совета
Вопрос о приостановлении либо прекращении полномочий Председателя, члена Конституционного совета возбуждается соответственно Президентом Республики Казахстан (в отношении Председателя) и Председателем Конституционного Совета (в отношении члена Конституционного Совета), о чем должно быть немедленно им объявлено, и выносится на рассмотрение Конституционного Совета не позднее одного месяца со дня обнаружения предусмотренных статьями 14 и 15 Указа "О Конституционном Совете Республики Казахстан" оснований для постановки такого вопроса.
Рассмотрение вопроса о приостановлении либо прекращении полномочий Председателя, членов Конституционного Совета должно рассматриваться в составе не менее двух третей от общего числа членов Совета с обязательным участием лица, в отношении которого рассматривается вопрос. В случае неявки на заседание по неуважительной причине, вопрос может быть рассмотрен в его отсутствие. При рассмотрении вопроса Конституционным Советом проверяются необходимые документы и могут быть заслушаны свидетели об обстоятельствах, явившихся основанием для рассмотрения указанного вопроса.
Решение о приостановлении либо прекращении полномочий Председателя, членов Конституционного Совета принимается большинством голосов от общего числа членов Конституционного Совета.

Статья 33. Ежегодное послание Конституционного Совета
Проект ежегодного послания Конституционного Совета о состоянии конституционной законности в республике готовится членами Конституционного Совета и соответствующими отделами аппарата.
Послание Конституционного Совета утверждается на заседании Совета и подписывается Председателем Конституционного Совета либо членом Конституционного Совета, исполняющим обязанности Председателя, и направляется Парламенту в течении пяти дней после принятия.

Статья 34. Порядок принятия и изменения Регламента Конституционного Совета
Регламент принимается членами Конституционного Совета путем открытого голосования большинством голосов от общего числа членов Конституционного Совета.
Изменения и дополнения в Регламент вносятся в указанном выше порядке.
 
назад   наверх   главная домой